Омбудсмен кто это?
Что же это за слово такое, об которое так и норовит споткнуться язык – омбудсмен? Полисмен, что ли? Нет, конечно, но очень близко. А трудность его произношения объясняется очень просто, ведь пришло оно к нам из Швеции, а у них там сами знаете, все слова такие. Если не использовать заимствования из чужого языка и сказать слово «омбудсмен» по-русски, то получится – уполномоченный представитель. Его функция – контролировать соблюдение прав и интересов граждан перед лицом органов исполнительной власти.Омбудсмен – это должностное лицо, уполномоченное государством.
Впервые он приступил к работе в 1809 году в Швеции. Очень скоро новшество подхватили и другие страны Европы, а следом к ним присоединился и весь мир. Институт омбудсмена настолько прижился, что помимо политических, появились финансовые и страховые омбудсмены, бизнес-омбудсмены, а также омбудсмены при различных учебных заведениях. Это неудивительно, ведь функция омбудсмена – быть неким третейским судьей в спорных ситуациях, а значит, потребность в нем возникает в любом учреждении и различных сферах деятельности.
Работа омбудсмена основана на философии сотрудничества. Он обладает правом давать рекомендации, а также выносить острые вопросы на обсуждение. При этом омбудсмен обязан работать абсолютно беспристрастно, руководствуясь не только законом, но и голосом совести и справедливости. В своей деятельности ему приходится проявлять одновременно сотрудничество и независимость, руководствоваться интересами сторон, хорошо разбираться в сути конкретного конфликта, а также знать специфику работы организационных структур. Конечно, для этого требуется серьезное образование и опыт, поэтому обычно кандидатуру на должность омбудсмена выбирают очень тщательно.Основной задачей омбудсмена в школе является формирование правового пространства школы, реализация законных прав, интересов учащихся, учителей и родителей. В сентябре 2014 года в школе прошли выборы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Кандидатуру социального педагога Стариковой Любови Алексеевны поддержала большая часть участников образовательного процесса МБОУ «Луговская основная общеобразовательная школа ».
Омбудсмен в нашей школе - это участник образовательного процесса, к которому можно обратиться за помощью:
Он помогает разрешать межличностные конфликты;
способствует совершенствованию правил школьной жизни и правовому просвещению всех участников образовательного процесса;
контролирует соблюдение прав, обязанностей, свобод всех участников образовательного процесса;
способствует снижению уровня тревожности (анализирует загруженность учащихся при выполнении домашнего задания;
проводит мониторинг недельной загруженности учащихся разных ступеней и т.д.);
корректирует систему взаимодействия «ученик - родитель- учитель».
По каким вопросам можно обращаться к омбудсмену?
По любым конфликтным или спорным ситуациям (между учениками, между учителем и учениками, между учеником и родителями, между учеником (учителем, родителем) и обслуживающим персоналом и т. п.
Внимание!
Омбудсмен не вправе без согласия заявителя разглашать известные ему сведения.
Омбудсмен - лицо независимое и неподотчетное.
Должность школьного уполномоченного по правам ребенка (далее – Омбудсмен) учреждается в соответствии с локально-нормативным актом образовательного учреждения Положением о школьном уполномоченном по правам ребенка в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.
Цель работы:
- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних и законных интересов других участников образовательного процесса.
Задачи:
Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.
Создание условий для активного участия детей в решении вопросов по расширению и укреплению спектра правового пространства в школе.
Проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних.
Направления работы школьного омбудсмена:
Работа с локальными нормативными актами.
Контроль за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования.
Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение уровня правовых знаний всех участников образовательного процесса.
Сотрудничество с правозащитными организациями.
Информационно-аналитическая деятельность.